Развитие без границ
24.04.2020
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
591

Как научить ребенка хорошо понимать прочитанное

Умение читать – это важнейший навык современного человека. Трудно представить себе жизнь без возможности распознавать текстовую информацию. Именно поэтому с самых первых дней в школе ученики изучают основы грамоты, ведь, пока этот этап не будет пройден, не удастся перейти к более сложным дисциплинам. Со временем навык чтения улучшается, но что делать, если усвоение текста все еще вызывает у ребенка трудности?

Ребенок не понимает что читает

Почему дети плохо понимают, что читают

Далеко не всем детям удается хорошо понимать и запоминать прочитанное, и во многом это связано с недостатком практики. Когда ученики интересуются литературой и много времени проводят за чтением книг, у них вырабатывается способность быстро усваивать прочитанный материал и надолго сохранять его в памяти. Но большинство современных детей мало интересуются книгами, а потому уровень их навыков нередко оставляет желать лучшего.

Любовь к чтению влияет не только на навыки работы с текстом, но и на словарный запас. Именно поэтому детям, которые не интересуются книгами, бывает сложно понимать тексты. Им просто не достает словарного запаса, а потому некоторые, даже распространенные слова и выражения, остаются для них непонятными. Как же можно повлиять на ситуацию?

Ребенок плохо запоминает прочитанное

Что делать, если ребенок плохо понимает прочитанное

Понимание текста базируется сразу на нескольких свойствах навыка чтения. Чтобы улучшить качество понимания прочитанного, нужно последовательно поработать над каждым из них:

  • устная речь и словарный запас. Очень часто ученикам, которым плохо удается понимать прочитанное, трудно усваивать и устную речь. Обычно это происходит из-за маленького словарного запаса. Если у ребенка есть проблемы с усвоением информации как в устном, так и в письменном виде, то нужно дополнительно изучать новые слова. Для этого можно использовать обучающие настольные игры для всей семьи. Они не только увеличивают набор слов, которым владеет ребенок, но и развивают его кругозор. И, конечно, нельзя забывать читать книги. Если школьнику еще сложно самостоятельно работать с текстом, то в этом ему могут помочь родители. Даже прослушивание того, как читают взрослые, положительно сказывается на словарном запасе.
  • концентрация и внимание. Очень часто ребенку сложно сосредоточиться на сюжете книги: он постоянно отвлекается, сбивается, теряет нить повествования. Отчасти это связано с тем, что дети более подвижны, чем взрослые. Им сложнее долго сохранять концентрацию на каком-либо сложном виде деятельности. Но часто причиной плохого понимания текста является то, что мозг ребенка не натренирован воспринимать информацию в печатном виде. Но это легко исправить, если начать просить ребенка не только читать, но и анализировать прочитанное, прогнозировать то, что будет в книге в дальнейшем. Основой концентрации на литературном произведении является интерес к нему. Если его нет, то нужно стараться пробудить его с помощью обдумывания и обсуждения прочитанного.

Как научить детей понимать текст

  • понимание структуры текста. Школьникам важно научиться разделять текст на составные части, выделять сюжетную линию и главную мысль, анализировать язык, которым ведется повествование. Все это приходит постепенно, когда ребенок обсуждает прочитанное произведение в классе или дома с родителями. Чем детальнее дети научатся изучать структуру текста, тем быстрее их навыки работы с ним выйдут на новый уровень. 

Если хорошо поработать над навыками восприятия текста, то знакомство с ним перестанет вызывать трудности. Но для этого недостаточно читать только те книги, которые задаются на дом. Нужно дополнительно знакомиться с литературными произведениями и обсуждать их вместе с родителями. Только совместными усилиями удастся добиться видимого результата.